Музей

История музея

Музей защиты детства от проявлений общественного зла открылся в Международный день освобождения узников фашизма 11 апреля 2007 года. Анна Ивановна Большова — автор концепции музея как центра воспитательной и общественно-полезной работы, создатель и первый руководитель Музея. Эта идея воплощалась усилиями студентов, преподавателей и первого директора Ульяновского педагогического колледжа №4, Заслуженного учителя РФ В.М. Большова.

В результате поисково-собирательской и исследовательской работы студентов и преподавателей создан фонд и экспозиция музея (более 1 700 музейных экспонатов, из них 911 подлинных), разработаны обзорные и тематические экскурсии, написана Книга памяти «Я поведу тебя в музей…». За восемь лет работы Музея его посетило более 19 тысяч человек. Если первые проекты Музея посвящались проблеме «Ребёнок и война», то затем проблематика работы расширилась: были разработаны проекты по проблемам защиты детей от терроризма, помощи детям-инвалидам, профилактике негативных явлений в молодёжной среде. Деятельность Музея реализует инновационную технологию — музейную педагогику. Музей — центр кипучей работы по проведению ежегодных мероприятий и акций: праздников в колледже — в День снятия блокады Ленинграда для переживших в детстве блокаду, в Международный день освобождения узников фашизма для бывших несовершеннолетних узников, районного праздника в День защиты детей. Ежегодно проводятся Уроки мужества о трагедии Беслана и судьбе Героя России Дмитрия Разумовского, Урок памяти, посвящённый судьбе и героическому поступку выпускника колледжа, кавалера ордена Мужества В. Тезетева, погибшего при выполнении воинского долга, фестивали творчества детей-инвалидов в Международный день инвалидов.

Музей – инициатор ряда значимых областных акций и мероприятий, например, открытия в Ульяновске памятника «Взрослым и детям, убитым, замученным в плену, пропавшим без вести». Опыт его работы изучается в областном и всероссийском масштабе.

Проектная деятельность Музея принесла ему ряд побед в городских и областных конкурсах. Заслуги Музея отмечались наградами города и области: УПК № 4 признавался лучшим среди учебных заведений области по гражданско-патриотическому воспитанию, Музей был признан победителем в областном конкурсе музеев. Студенты удостоились наград в областном конкурсе по записи воспоминаний участников Великой Отечественной войны, в городском конкурсе журналистских работ. Работники Музея были награждены медалями «За поддержку жертв нацизма и сохранение памяти о погибших в войне 1941 – 45 годов».

1 2

Концепция

Организаторы музея — Заслуженный учитель РФ. А. И. Большова и первый директор УПК № 4 кандидат педагогических наук, кавалер ордена Почёта Заслуженный учитель РФ Валентин Михайлович Большов — считали: студенты как будущие педагоги должны чётко осознать, что дети нуждаются в защите от проявлений общественного зла. Это и определило миссию Музея – сформировать активную жизненную позицию будущих педагогов по проблеме защиты детства от проявлений общественного зла, привлечь внимание всего общества к проблеме защиты детства. Музей создан как центр гражданского и нравственного воспитания, где молодые люди не только получают возможность изучать документы, экспонаты, но и ощущают себя участниками общественной жизни.

3

Работа Музея связана с разными аспектами проблемы защиты детства: судьбами детей войны, страданиями детей в наше время.

Более 800 млн. детей по всему миру являются жертвами недоедания, болезней, торговли людьми, другими формами экономической и социальной эксплуатации. Свыше 200 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет занимаются принудительным трудом. Миллионы детей вынуждены участвовать в военных действиях, вовлечены в проституцию. Ежегодно около 50 млн. новорождённых не регистрируются и становятся наживой для преступников…

Детей необходимо защищать от проявлений общественного зла — общество начинает осознавать эту проблему. Не случайно в центре Москвы установлена скульптурная группа Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых»: двое беззаботно играющих золотых детишек в окружении монстров, символизирующих пороки общества — войну и пропаганду насилия, садизм, наркоманию, разврат, воровство… «Это не памятник порокам, — говорит Михаил Шемякин. — Это напоминание о том, что взрослые сделали с детьми». Это «призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений».

Это произведение настолько точно выразило суть проблемы, волнующей общество, что его фотоизображение стало частью экспозиции открывшегося в УПК № 4 Музея защиты детства от проявлений общественного зла.

Внушительный монумент из 15 бронзовых изваяний – дар художника М.Шемякина Москве – городу, где он родился.

4

На переднем плане изображения детей, играющих в жмурки, — с завязанными глазами, за ними – двуликое равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с гробовидным телом. В одном из интервью М. Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему – «корень всяческого зла». Персонажи зловещие: недальновидные ученые, занятые клонированием, Пьянство, Воровство, Наркомания, Пропаганда фашизма, Разврат, традиционно изображаемый с жабьей головой, Садизм с головой носорога, Нищета и Война, которая протягивает игрушку в виде бомбы. Пятнадцатый элемент композиции – Позорный столб, напоминающий о том, что мы вступаем в 3 тысячелетие с совершенно безобразным прошлым. 12 колонн, на которых размещены бронзовые таблички с сухими, но впечатляющими сведениями о том, сколько детей умирает от голода, сколько болеет, сколько занимаются проституцией.

Памятник получился очень целомудренным, хотя и зловещим. «Я как художник этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России».

ОГБОУ СПО Ульяновский педагогический колледж № 4
Музей защиты детства от проявлений общественного зла

Реализация инновационного проекта осуществлялась в несколько этапов:

  • разработка концепции музея – 2004 год
  • организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся и преподавателей по сбору материалов о судьбах наших земляков — детей войны: бывших малолетних узников фашизма и блокадников Ленинграда – 2004-2005 годы
  • анализ и систематизация результатов исследовательской деятельности – 2006 год
  • создание музейной экспозиции – 2006-2007 годы
  • открытие Музея защиты детства от проявлений общественного зла — 11 апреля 2007 года
  • реализация социально значимых воспитательных проектов в рамках музейной педагогики – 2007-2013 годы:Ø «Детство, опалённое войной…»Ø «Воспитание традицией»Ø «Дети рядом с нами»Ø «Я и другой»Цели музейного проекта:
  • привлечение внимания общества к проблеме защиты детей от проявлений общественного зла ;
  • формирование активной позиции будущих педагогов по названной проблеме, гражданско
  • патриотическое и нравственное воспитание молодежи.Новизна предлагаемого проекта определяется формой и содержанием представляемого материала.Актуальность проекта заключается в том, что музей является средой, где молодые люди не только получают возможность изучать документы и экспонаты, но и ощущают себя участниками общественной жизни в активной созидательной деятельности.Нормативная основа деятельности Музея включает:
  • паспорт Музея
  • положение о Музее
  • должностные инструкции работников музея
  • книга учёта и регистрации музейных экспонатов
  • картотека музейных предметов
  • акты приёма и хранения музейных ценностейМузей защиты детства прошёл паспортизацию (приказ Департамента образования Ульяновской области №698 от 12.11.07 года).Основными направлениями реализации инновационного музейного проекта сегодня являются:
  • поисково-исследовательская деятельность
  • экскурсионная деятельность
  • организация тематических выставок
  • оформление музейных экспозиций
  • организация музейных уроков, памятных встреч с героями музейных экспозиций, культурно-массовых и спортивных мероприятий
  • просветительская и профилактическая работа
  • волонтёрское движение
  • методическая работа
  • здательская деятельность
  • информационное сопровождение проекта
Основные тематические композиции

1. «Детство, опалённое войной»:

«Мы родом из войны» — посвящена рассказу о судьбах бывших несовершеннолетних узников фашизма, наших земляков.

«Судьба семьи в судьбе страны» — история судьбы репрессированной семьи Барт.

«И вспомнить страшно, и забыть нельзя» — посвящена рассказу о судьбах земляков, в детстве и юности переживших блокаду Ленинграда.

«Если выживу, расскажу всем» — история судьбы и профессионального подвига нашей землячки В.Г. Прокофьевой, воспитательницы Ленинградского детского сада № 2, в возрасте 86-ти лет написавшей книгу о блокадном прошлом «Если выживу, расскажу всем».

«Дом, ставший родным» — рассказывает о судьбе бывших воспитанников Детского дома № 10 (ул. Советская, 22, сегодня – Спасская), эвакуированных из блокадного Ленинграда в наш город, и судьбах их воспитателей.

«Новый год в детском доме» — история картины художника-земляка К.Ф. Мушникова «Встреча 1951 года в Детском доме № 10».

«Вас знает и любит вся страна» — посвящена судьбе В.М. Леонтьевой — легенды отечественного телевидения, в юности эвакуированной из блокадного Ленинграда в наш город.

«Пепел Беслана стучит в моё сердце…» — посвящена трагедии г. Беслана 1-3 сентября 2004 года.

«Я вам жизнь завещаю» — рассказывает историю жизни и подвига нашего земляка, Героя России Д. Разумовского, погибшего при освобождении заложников из захваченной террористами школы г. Беслана 3 сентября 2004 г..

2. «В жизни всегда есть место подвигу» — рассказывает о судьбе и героическом поступке выпускника колледжа В.А. Тезетева – военнослужащего внутренних войск РФ, кавалера ордена Мужества, погибшего при исполнении воинского долга в 2010 г.

3. «Я и другой»:

«Мне через сердце виден мир» — рассказывает об одарённых воспитанниках и их педагогах Областных государственных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ г. Ульяновска и Ульяновской области.

«Яна Мансурова» — история творческой судьбы инвалида детства Яны Мансуровой.

«Елена Токарчук» — история творческой судьбы и личного подвига поэтессы и художницы, инвалида детства, Елены Токарчук.

Воспитательные ресурсы инновационного проекта

Обзорная экскурсия по основным экспозициям Музея защиты детства (с учётом возрастных особенностей разных категорий посетителей).

Тематическая экскурсия и музейный урок «И вспомнить страшно, и забыть нельзя…», посвящённые судьбам бывших блокадников Ленинграда, сегодня — наших земляков

Тематическая экскурсия и музейный урок «Мы родом из войны», посвящённые судьбам бывших малолетних узников фашизма, проживающих на территории нашей области

Тематическая экскурсия и урок памяти «Пепел Беслана стучит в моё сердце…», посвящённые трагедии Беслана 1 сентября 2004 года

Тематическая экскурсия и урок мужества «Я вам жизнь завещаю…» о жизни и подвиге нашего земляка Героя России Дмитрия Разумовского, погибшего при освобождении заложников из захваченной террористами школы

Тематическая экскурсия и урок памяти «В жизни всегда есть место подвигу» о судьбе и подвиге Василия Тезетева, выпускника колледжа, погибшего при исполнении воинского долга, кавалера ордена Мужества

Сценарная разработка и электронное сопровождение внеклассного мероприятия «Я и другой…», посвящённого судьбам детей с ограниченными возможностями здоровья

Тематическая экскурсия «Мне через сердце виден мир» о деятельности и достижениях специальных детских учреждений по образованию детей-инвалидов

Фестиваль «Радуга звуков» с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музейные уроки с сурдопереводом и аудиосопровождением для детей с нарушениями зрения и слуха

Тематические экскурсии и музейные уроки о судьбе и творчестве ульяновских поэтесс, лауреатов Международной премии «Филантроп», инвалидов детства Елены Токарчук и Яны Мансуровой

Электронные учебно-методические материалы к урокам литературы, мировой художественной культуры, внеклассным мероприятиям по темам «Мир детства в русском искусстве», «Дети и война»

Сценарные разработки дворового праздника, посвящённого Международному дню защиты детей, спортивных праздников, направленных на развитие традиций семейного отдыха и пропаганду здорового образа жизни. Подробнее о деятельности музея …