Музей

История

Музей защиты детства от проявлений общественного зла открылся в Международный день освобождения узников фашизма 11 апреля 2007 года. Анна Ивановна Большова — автор концепции музея как центра воспитательной и общественно-полезной работы, создатель и первый руководитель Музея. Эта идея воплощалась усилиями студентов, преподавателей и первого директора Ульяновского педагогического колледжа №4, Заслуженного учителя РФ В.М. Большова.

В результате поисково-собирательской и исследовательской работы студентов и преподавателей создан фонд и экспозиция музея (более 1 700 музейных экспонатов, из них 911 подлинных), разработаны обзорные и тематические экскурсии, написана Книга памяти «Я поведу тебя в музей…». За восемь лет работы Музея его посетило более 19 тысяч человек. Если первые проекты Музея посвящались проблеме «Ребёнок и война», то затем проблематика работы расширилась: были разработаны проекты по проблемам защиты детей от терроризма, помощи детям-инвалидам, профилактике негативных явлений в молодёжной среде. Деятельность Музея реализует инновационную технологию — музейную педагогику. Музей — центр кипучей работы по проведению ежегодных мероприятий и акций: праздников в колледже — в День снятия блокады Ленинграда для переживших в детстве блокаду, в Международный день освобождения узников фашизма для бывших несовершеннолетних узников, районного праздника в День защиты детей. Ежегодно проводятся Уроки мужества о трагедии Беслана и судьбе Героя России Дмитрия Разумовского, Урок памяти, посвящённый судьбе и героическому поступку выпускника колледжа, кавалера ордена Мужества В. Тезетева, погибшего при выполнении воинского долга, фестивали творчества детей-инвалидов в Международный день инвалидов.

Музей – инициатор ряда значимых областных акций и мероприятий, например, открытия в Ульяновске памятника «Взрослым и детям, убитым, замученным в плену, пропавшим без вести». Опыт его работы изучается в областном и всероссийском масштабе.

Проектная деятельность Музея принесла ему ряд побед в городских и областных конкурсах. Заслуги Музея отмечались наградами города и области: УПК № 4 признавался лучшим среди учебных заведений области по гражданско-патриотическому воспитанию, Музей был признан победителем в областном конкурсе музеев. Студенты удостоились наград в областном конкурсе по записи воспоминаний участников Великой Отечественной войны, в городском конкурсе журналистских работ. Работники Музея были награждены медалями «За поддержку жертв нацизма и сохранение памяти о погибших в войне 1941 – 45 годов».

1 2

Концепция музея

Организаторы музея — Заслуженный учитель РФ. А. И. Большова и первый директор УПК № 4 кандидат педагогических наук, кавалер ордена Почёта Заслуженный учитель РФ Валентин Михайлович Большов — считали: студенты как будущие педагоги должны чётко осознать, что дети нуждаются в защите от проявлений общественного зла. Это и определило миссию Музея – сформировать активную жизненную позицию будущих педагогов по проблеме защиты детства от проявлений общественного зла, привлечь внимание всего общества к проблеме защиты детства. Музей создан как центр гражданского и нравственного воспитания, где молодые люди не только получают возможность изучать документы, экспонаты, но и ощущают себя участниками общественной жизни.

3

Работа Музея связана с разными аспектами проблемы защиты детства: судьбами детей войны, страданиями детей в наше время.

Более 800 млн. детей по всему миру являются жертвами недоедания, болезней, торговли людьми, другими формами экономической и социальной эксплуатации. Свыше 200 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет занимаются принудительным трудом. Миллионы детей вынуждены участвовать в военных действиях, вовлечены в проституцию. Ежегодно около 50 млн. новорождённых не регистрируются и становятся наживой для преступников…

Детей необходимо защищать от проявлений общественного зла — общество начинает осознавать эту проблему. Не случайно в центре Москвы установлена скульптурная группа Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых»: двое беззаботно играющих золотых детишек в окружении монстров, символизирующих пороки общества — войну и пропаганду насилия, садизм, наркоманию, разврат, воровство… «Это не памятник порокам, — говорит Михаил Шемякин. — Это напоминание о том, что взрослые сделали с детьми». Это «призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений».

Это произведение настолько точно выразило суть проблемы, волнующей общество, что его фотоизображение стало частью экспозиции открывшегося в УПК № 4 Музея защиты детства от проявлений общественного зла.

Внушительный монумент из 15 бронзовых изваяний – дар художника М.Шемякина Москве – городу, где он родился.

4

На переднем плане изображения детей, играющих в жмурки, — с завязанными глазами, за ними – двуликое равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с гробовидным телом. В одном из интервью М. Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему – «корень всяческого зла». Персонажи зловещие: недальновидные ученые, занятые клонированием, Пьянство, Воровство, Наркомания, Пропаганда фашизма, Разврат, традиционно изображаемый с жабьей головой, Садизм с головой носорога, Нищета и Война, которая протягивает игрушку в виде бомбы. Пятнадцатый элемент композиции – Позорный столб, напоминающий о том, что мы вступаем в 3 тысячелетие с совершенно безобразным прошлым. 12 колонн, на которых размещены бронзовые таблички с сухими, но впечатляющими сведениями о том, сколько детей умирает от голода, сколько болеет, сколько занимаются проституцией.

Памятник получился очень целомудренным, хотя и зловещим. «Я как художник этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России».

ОГБОУ СПО Ульяновский педагогический колледж № 4
Музей защиты детства от проявлений общественного зла

Реализация инновационного проекта осуществлялась в несколько этапов:

  • разработка концепции музея – 2004 год
  • организация поисково-исследовательской деятельности обучающихся и преподавателей по сбору материалов о судьбах наших земляков — детей войны: бывших малолетних узников фашизма и блокадников Ленинграда – 2004-2005 годы
  • анализ и систематизация результатов исследовательской деятельности – 2006 год
  • создание музейной экспозиции – 2006-2007 годы
  • открытие Музея защиты детства от проявлений общественного зла — 11 апреля 2007 года
  • реализация социально значимых воспитательных проектов в рамках музейной педагогики – 2007-2013 годы:Ø «Детство, опалённое войной…»Ø «Воспитание традицией»Ø «Дети рядом с нами»Ø «Я и другой»Цели музейного проекта:
  • привлечение внимания общества к проблеме защиты детей от проявлений общественного зла ;
  • формирование активной позиции будущих педагогов по названной проблеме, гражданско
  • патриотическое и нравственное воспитание молодежи.Новизна предлагаемого проекта определяется формой и содержанием представляемого материала.Актуальность проекта заключается в том, что музей является средой, где молодые люди не только получают возможность изучать документы и экспонаты, но и ощущают себя участниками общественной жизни в активной созидательной деятельности.Нормативная основа деятельности Музея включает:
  • паспорт Музея
  • положение о Музее
  • должностные инструкции работников музея
  • книга учёта и регистрации музейных экспонатов
  • картотека музейных предметов
  • акты приёма и хранения музейных ценностейМузей защиты детства прошёл паспортизацию (приказ Департамента образования Ульяновской области №698 от 12.11.07 года).Основными направлениями реализации инновационного музейного проекта сегодня являются:
  • поисково-исследовательская деятельность
  • экскурсионная деятельность
  • организация тематических выставок
  • оформление музейных экспозиций
  • организация музейных уроков, памятных встреч с героями музейных экспозиций, культурно-массовых и спортивных мероприятий
  • просветительская и профилактическая работа
  • волонтёрское движение
  • методическая работа
  • здательская деятельность
  • информационное сопровождение проекта

    Основные тематические экспозиции

    1. «Детство, опалённое войной»:

    «Мы родом из войны» — посвящена рассказу о судьбах бывших несовершеннолетних узников фашизма, наших земляков.

    «Судьба семьи в судьбе страны» — история судьбы репрессированной семьи Барт.

    «И вспомнить страшно, и забыть нельзя» — посвящена рассказу о судьбах земляков, в детстве и юности переживших блокаду Ленинграда.

    «Если выживу, расскажу всем» — история судьбы и профессионального подвига нашей землячки В.Г. Прокофьевой, воспитательницы Ленинградского детского сада № 2, в возрасте 86-ти лет написавшей книгу о блокадном прошлом «Если выживу, расскажу всем».

    «Дом, ставший родным» — рассказывает о судьбе бывших воспитанников Детского дома № 10 (ул. Советская, 22, сегодня – Спасская), эвакуированных из блокадного Ленинграда в наш город, и судьбах их воспитателей.

    «Новый год в детском доме» — история картины художника-земляка К.Ф. Мушникова «Встреча 1951 года в Детском доме № 10».

    «Вас знает и любит вся страна» — посвящена судьбе В.М. Леонтьевой — легенды отечественного телевидения, в юности эвакуированной из блокадного Ленинграда в наш город.

    «Пепел Беслана стучит в моё сердце…» — посвящена трагедии г. Беслана 1-3 сентября 2004 года.

    «Я вам жизнь завещаю» — рассказывает историю жизни и подвига нашего земляка, Героя России Д. Разумовского, погибшего при освобождении заложников из захваченной террористами школы г. Беслана 3 сентября 2004 г..

    2. «В жизни всегда есть место подвигу» — рассказывает о судьбе и героическом поступке выпускника колледжа В.А. Тезетева – военнослужащего внутренних войск РФ, кавалера ордена Мужества, погибшего при исполнении воинского долга в 2010 г.

    3. «Я и другой»:

    «Мне через сердце виден мир» — рассказывает об одарённых воспитанниках и их педагогах Областных государственных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ г. Ульяновска и Ульяновской области.

    «Яна Мансурова» — история творческой судьбы инвалида детства Яны Мансуровой.

    «Елена Токарчук» — история творческой судьбы и личного подвига поэтессы и художницы, инвалида детства, Елены Токарчук.

    Воспитательные ресурсы инновационного проекта

    Обзорная экскурсия по основным экспозициям Музея защиты детства (с учётом возрастных особенностей разных категорий посетителей).

    Тематическая экскурсия и музейный урок «И вспомнить страшно, и забыть нельзя…», посвящённые судьбам бывших блокадников Ленинграда, сегодня — наших земляков

    Тематическая экскурсия и музейный урок «Мы родом из войны», посвящённые судьбам бывших малолетних узников фашизма, проживающих на территории нашей области

    Тематическая экскурсия и урок памяти «Пепел Беслана стучит в моё сердце…», посвящённые трагедии Беслана 1 сентября 2004 года

    Тематическая экскурсия и урок мужества «Я вам жизнь завещаю…» о жизни и подвиге нашего земляка Героя России Дмитрия Разумовского, погибшего при освобождении заложников из захваченной террористами школы

    Тематическая экскурсия и урок памяти «В жизни всегда есть место подвигу» о судьбе и подвиге Василия Тезетева, выпускника колледжа, погибшего при исполнении воинского долга, кавалера ордена Мужества

    Сценарная разработка и электронное сопровождение внеклассного мероприятия «Я и другой…», посвящённого судьбам детей с ограниченными возможностями здоровья

    Тематическая экскурсия «Мне через сердце виден мир» о деятельности и достижениях специальных детских учреждений по образованию детей-инвалидов

    Фестиваль «Радуга звуков» с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Музейные уроки с сурдопереводом и аудиосопровождением для детей с нарушениями зрения и слуха

    Тематические экскурсии и музейные уроки о судьбе и творчестве ульяновских поэтесс, лауреатов Международной премии «Филантроп», инвалидов детства Елены Токарчук и Яны Мансуровой

    Электронные учебно-методические материалы к урокам литературы, мировой художественной культуры, внеклассным мероприятиям по темам «Мир детства в русском искусстве», «Дети и война»

    Сценарные разработки дворового праздника, посвящённого Международному дню защиты детей, спортивных праздников, направленных на развитие традиций семейного отдыха и пропаганду здорового образа жизни. Подробнее о деятельности музея …

 

Новости


  1. Урок мужества «Я вам жизнь завещаю…»
  2. 30.10.18 г. для учащихся 6 «Б» класса гимназии № 79 была проведена обзорная экскурсия по Музею защиты детства. Свои впечатления о музее ребята оставили в книге отзывов.
  3. Областной патриотический слёт «#ULPROFPATRIOT» в Ульяновском строительном колледже
  4. Турнир по бадминтону памяти первого директора Ульяновского педагогического колледжа, Заслуженного учителя РФ, В.М. Большова
  5. Выездное практическое занятие для слушателей курсов повышения квалификации по программе «Персональный успех: школа карьеры для начинающего педагога»
  6. Детский спектакль «Поезд стихов» для воспитанников ОГБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие»
  7. Областной семинар образовательных организаций-участников региональной программы РИП «Историко-культурное наследие Ульяновской области как пространство духовно-нравственного становления личности»